Skip to content
 

Что такое хорошая память?

Иногда кажется: ребенку мешает учиться в полную силу плохая память. И все же для большинства учащихся ссылки на плохую память несерьезны. Исследования показывают, что уровень механического запоминания среди школьников одного возраста колеблется незначительно. А вот различия в произвольном запоминании могут быть очень существенными. Дело в мотивации ребенка и в умении использовать специальные приемы запоминания.

«У меня прекрасная память!»

Да, иногда становится жаль своего школьника. Сколько всего надо запомнить: и правила, и теоремы, и правописание словарных слов, и исторические даты, и стихи, и разные таблицы… Чем ему помочь?

- Первое, с чего нужно начать, — вселить в ребенка уверенность, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что необходимо. Научите вашего школьника приемам внушения и самовнушения. Для этого утром, затем перед приготовлением уроков и вечером перед сном ребенок дает сам себе установку: «Я могу запомнить все, что нужно! У меня прекрасная память!» Полезна установка и на значимость запоминаемого материала: «Без этого правила (этой таблицы, этой теоремы) мне не прожить! Я запомню ее на всю жизнь!»

- Определите, какой у вашего школьника ведущий тип памяти, и научите его пользоваться преимуществами этого типа. Имеются в виду зрительная, слуховая и двигательная память. Один ребенок лучше запомнит то, что ему было рассказано другим человеком или было записано на магнитофон, то есть то, что он воспринял на слух.

Другой успешно запоминает только в том случае, если учебный материал у него перед глазами. Он преимущественно пользуется зрительной памятью.

Третьему обязательно нужно сопровождать процесс запоминания какими-то движениями: или шевелить губами, повторяя слова, или чертить в воздухе геометрические фигуры, или руками изображать порядок действий в химическом опыте. Ему помогает двигательная память.

Нужно еще иметь в виду, что некоторые люди успешнее запоминают конкретные предметы, рисунки, образы (образная память). Другие — знаки и символы (знаковая память). Кто-то обладает прекрасной памятью на слова (словесная память).

- Не делайте ставку на механическую память и на многократное повторение. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Что такое активная умственная обработка? Например, при работе с текстом разбить его на смысловые части, выделить в каждой главную мысль, передать содержание всего текста с помощью нескольких предложений…

Перед тем как учить стихотворение наизусть, подобрать к каждому слову несколько синонимов. Подумать, нельзя ли заменить авторское слово одним из этих синонимов. Постепенно открывается, почему поэт отобрал именно эти слова и как сильно они связаны между собой.

Или из иностранных слов, которые нужно запомнить, составить кроссворд. Или при заучивании таблицы английских неправильных глаголов попробовать сгруппировать их: у этих все три формы одинаковы, у этих совпадают первая и вторая формы, а у этих одинаково чередуются гласные… Этот процесс потребует активной умственной работы, и запоминание придет само.

О специальных приемах запоминания.

Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе — заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

Один из таких приемов — пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

Многие дети, особенно с речевыми нарушениями, плохо запоминают стихи. Можно попросить учителя разрешить ребенку пользоваться поначалу таким рисуночным письмом. Пройдет немного времени, и необходимость заглядывать в листок исчезнет.

С помощью пиктограмм можно отразить и содержание учебного текста. Возьмем параграф «Свойства воздуха» из учебника естествознания для пятого класса. Каждое из перечисленных в нем свойств можно изобразить простым, но емким символом. Например, то, что воздух обладает упругостью, — с помощью резинового мяча, прозрачность — с помощью куска стекла и т.д. В итоге получается опорная схема учебного материала, основа которой не ключевые слова, а пиктограммы.

Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Например, в слове «погода» вместо буквы «о» можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые «о» в словах «морковь», «огурец», «ворона», «молоко». Нарисуем ворону с сережками в виде двух «о» или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.

Восприятие и запоминание информации Восприятие окружающего мира Детская лень Детское развитие Желание читать у детей Запоминание стихотворений Запоминание текста и дат Заучивание иностранных слов Зрительная память Как развить память у детей? Креативное мышление Курсы быстрочтения для детей Курсы эйдетики и скорочтения Курс эйдетики в Киеве Лебеденко Светлана Логическое запоминание Любознательность детей Методы быстрого заучивания Методы запоминания информации Методы работы над текстом Методы эффективного обучения Механическая память Наглядно-образное мышление Непроизвольная память Образная память Обучение чтению Окружающий мир Оригинальные детские решения Плохая память Положительные эмоции Понимание прочитанного текста Практическое мышление Приемы быстрого запоминания Приемы эффективного обучения Произвольная память Процесс чтения книги Психология детского поведения Развивающее чтение для детей Развитие внимания у школьников Развитие воображения у детей Развитие детской памяти Развитие интеллекта ребенка Развитие логики у школьников Развитие мышления у детей Скорость чтения у школьников Скорочтение для детей Словесная память Способы быстрого обучения Творческая деятельность Творческие способности детей Тестирование своей памяти Техника скорочтения Фотографическая память Чтение вслух Что такое эйдетика? Школа эйдетики в Киеве Эйдетика для детей Киев Эйдетика для школьников Эйдетика и скорочтение в Киеве Эйдетическая память Эмоциональная память