Что такое хорошая память?

Иногда кажется: ребенку мешает учиться в полную силу плохая память. И все же для большинства учащихся ссылки на плохую память несерьезны. Исследования показывают, что уровень механического запоминания среди школьников одного возраста колеблется незначительно. А вот различия в произвольном запоминании могут быть очень существенными. Дело в мотивации ребенка и в умении использовать специальные приемы запоминания.

«У меня прекрасная память!»

Да, иногда становится жаль своего школьника. Сколько всего надо запомнить: и правила, и теоремы, и правописание словарных слов, и исторические даты, и стихи, и разные таблицы… Чем ему помочь?

— Первое, с чего нужно начать, — вселить в ребенка уверенность, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что необходимо. Научите вашего школьника приемам внушения и самовнушения. Для этого утром, затем перед приготовлением уроков и вечером перед сном ребенок дает сам себе установку: «Я могу запомнить все, что нужно! У меня прекрасная память!» Полезна установка и на значимость запоминаемого материала: «Без этого правила (этой таблицы, этой теоремы) мне не прожить! Я запомню ее на всю жизнь!»

— Определите, какой у вашего школьника ведущий тип памяти, и научите его пользоваться преимуществами этого типа. Имеются в виду зрительная, слуховая и двигательная память. Один ребенок лучше запомнит то, что ему было рассказано другим человеком или было записано на магнитофон, то есть то, что он воспринял на слух.

Другой успешно запоминает только в том случае, если учебный материал у него перед глазами. Он преимущественно пользуется зрительной памятью.

Третьему обязательно нужно сопровождать процесс запоминания какими-то движениями: или шевелить губами, повторяя слова, или чертить в воздухе геометрические фигуры, или руками изображать порядок действий в химическом опыте. Ему помогает двигательная память.

Нужно еще иметь в виду, что некоторые люди успешнее запоминают конкретные предметы, рисунки, образы (образная память). Другие — знаки и символы (знаковая память). Кто-то обладает прекрасной памятью на слова (словесная память).

— Не делайте ставку на механическую память и на многократное повторение. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Что такое активная умственная обработка? Например, при работе с текстом разбить его на смысловые части, выделить в каждой главную мысль, передать содержание всего текста с помощью нескольких предложений…

Перед тем как учить стихотворение наизусть, подобрать к каждому слову несколько синонимов. Подумать, нельзя ли заменить авторское слово одним из этих синонимов. Постепенно открывается, почему поэт отобрал именно эти слова и как сильно они связаны между собой.

Или из иностранных слов, которые нужно запомнить, составить кроссворд. Или при заучивании таблицы английских неправильных глаголов попробовать сгруппировать их: у этих все три формы одинаковы, у этих совпадают первая и вторая формы, а у этих одинаково чередуются гласные… Этот процесс потребует активной умственной работы, и запоминание придет само.

О специальных приемах запоминания.

Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе — заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

Один из таких приемов — пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

Многие дети, особенно с речевыми нарушениями, плохо запоминают стихи. Можно попросить учителя разрешить ребенку пользоваться поначалу таким рисуночным письмом. Пройдет немного времени, и необходимость заглядывать в листок исчезнет.

С помощью пиктограмм можно отразить и содержание учебного текста. Возьмем параграф «Свойства воздуха» из учебника естествознания для пятого класса. Каждое из перечисленных в нем свойств можно изобразить простым, но емким символом. Например, то, что воздух обладает упругостью, — с помощью резинового мяча, прозрачность — с помощью куска стекла и т.д. В итоге получается опорная схема учебного материала, основа которой не ключевые слова, а пиктограммы.

Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Например, в слове «погода» вместо буквы «о» можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые «о» в словах «морковь», «огурец», «ворона», «молоко». Нарисуем ворону с сережками в виде двух «о» или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.